Полевой слёт "Сокол-2013"

Приглашение на Масленицу

Пока живет традиция

Праздник Александра Невского

Глядя в глаза

Подготовка к стенке

Пересвет и Ослябя

Анатолий Лебедь Герой России

Беседы с монахом

Наш Сокол

 

 

Отряд, равняйсь! Смирно! Равнение на флаг братства!

 

Вытянувшись, стоят как молодые топольки 20 наших мальчишек. Они еще хлопунцы, не прошедшие рядом с нами полевые трудности, не наслушавшиеся песен и гармони, не наскакавшиеся на конях, не посвященные в разные мужские премудрости соколята. Это все еще предстоит, а пока они доверчиво смотрят на нас, на старших, на братьев, отцов, дядек и дедов.

 

Техника дарения.

Как-то батька атаман в спорах о «бескорыстной передачи традиции» сказал: «Что было бы с нами, если бы наши деды учили нас петь за деньги и плясать за калачи? Страшно подумать, во что бы выродилось воинское сословие». На этом слове и закончился спор между казаками и популяризаторами казачьей традиции. Популяризаторы поют за деньги, а казаки продолжают по заповеданному передавать от старшего к младшему.

 

Все по порядку, сначала зарядка.

Утро. Над хрустально прозрачной гладью реки Полы стелиться млечной дымкой туман. Еще миг и первые лучи солнца растворят его в воздухе и наперегонки с природой трубач дядька Эдик торопит мальчишек на зарядку. Босиком по траве сбивая росинки, семенят наши соколята. Впереди, как и положено дядька! – До деревни и назад, отставшим по 30 отжиманий! Много раз представлялось: «если бы их мамы это увидели…» Но мужчина созревает в трудностях, и 20 мокрых чубчика выныривают из утренней реки, съежившись как цыплята, прячутся под полотенцами, а растерев спины гордо по соколиному проходят мимо старших.

 

На молитву шапки долой!

Призыв, ставший для всех торжественным аккордом. После молитвы братская трапеза. А на ней как в древнем монастыре дядька Володя читает священное писание. Десять лет тому назад монах Харалампий в Псково-Печерском монастыре пригласил нас на праздник Успения Богородицы к братскому столу и так нам запала в душу эта монастырская традиция, что да простят нам подражание строгие иерархи, у нас это теперь за правило. И когда дядька Володя долго не может поесть (мальцы не встают из-за стола в очередной раз прося: « Ну еще одну притчу»), нам радостно, традиция живет, а Володя потерпит во Славу Божью!

 

Воля Божья над нами!

Бога нет и все можно, и как атомный взрыв разорвется страстями человечество. Разорвется на атомы неудержимое никакими связями, к черту физика, химия. Человек разумный не должен забывать, что Божественный закон мироздания это наша скрепа, скелет человечества. Мальчишка, приученный с детства к иерархии, понимающий, что он всего лишь песчинка в мире, сердцем чувствующий справедливость, в жизни защищен от вируса гордыни. Личное в иерархической лестнице для него ниже коллективного, честь выше своей безопасности, справедливость выше закона.

 

Делу время – потехи час.

Час потехи настал, у мальцов горят глаза. Играем в народные игры. Одна из любимых игр – шапочки. Она незатейлива, но азартна. Суть такова: «Сбить шапку с противника и остаться с шапкой на своей голове». В этой простоте народная мудрость. Игра учит беречь голову от ударов, навыки позволяют в будущих боях побеждать ловкостью. Игра многоуровневая. Лучший сражается один против нескольких, при высоком развитии один против всех. Выявляется лучший, он лидер теснит с «олимпа поляны» гордечков. Им это не нравится, кто-то справился с собой, ждет реванша, а кто-то обуян страстью и нарушает правило, по-тихоньку от всех надевает сбитую шапку и лезет в бой. Ему делают замечание товарищи, и он не выдерживает и срывается на кулаки. Игра остановлена, разбираемся с провинившимся. Не смиряется и уходит в палатку. Даем ему шанс. Выйти, повиниться и получить заслуженную плеть или остаться в палатке и быть общественно презренным. Смелости не хватает и его милосердно забывают на 6 часов (даже имя). Ох, тяжело бремя презрения коллектива, почувствовать себя изгоем.

 

Честь людей в народ собирает!

У врага не так много приемов при помощи, которых он укладывает нас на лопатки. Их три. Он может нас напугать, обмануть или прельстить. У хорошего борца в арсенале есть контрприемы. «Мужчина не боится» формула бесстрашия, выученная с детства. Перепрыгнуть через нож кувырком, выйти на схватку с сильным, признаться в ошибке и наконец, почувствовать как рассасывается «под ложечкой» и движения твои вновь быстры, а разум свободен. Обманщики, как правило, не смотрят в глаза, а если глядят то не долго. А вообще у них глаза воняют. Так, что с развитым обонянием они не страшны. Вот с третьим приемом сложнее, у него много точек захвата. Он может зацепить тебя за гордость, может подсечь под жадность, а может перевернуть через тщеславие и всегда он это делает в различных неповторяющихся комбинациях! Наши предки выковали надежный доспех против третьего приема, он называется честь. Одевший этот доспех угадывает комбинации врага, становиться неуязвимым. Но этот доспех тяжел, нужны силы, и глубокая вера, что бы его носить! Носящие становятся атлантами духа, отцами семейств, общин, народов. Из таких атаманов состоит непобедимое казачье войско. На таких исполинах держится земля Русская!

 

Уроки русской истории.

Дядька Саша большой, с седой бородой, в фуражке, с треснувшим козырьком, из под которой на мальцов смотрят добрые, но по отцовски строгие глаза. Под его надзором живет кошевая служба, а значит все во время и сытно накормлены. Ну, а по-скольку у казаков принято быть универсалом (и швец, и жнец и на дуде игрец), он еще и учитель истории. Урок первый Александр Невский, урок второй Иоанн Грозный, урок третий Иосиф Сталин. Девять веков – три исполина, три отца нации, создавшие нас и построившие Русский Мир. В общеобразовательной школе невозможно посадить в один класс шестилетнего ребенка и великовозрастного мужа, а на слете это каждый день. Потому как от души рассказанная история забирает и старого и младого. Святой благоверный Александр Невский отверг лукавую модель римского права «господина и слуги» и развернул Русь к свету, где уклад в государстве, семье, русском сердце, выстраивается в Божественной иерархии Отца и семьи. Атаман – тюркское слово ата – отец, ман (мян) я. Я отец беру на себя ответственность за всю мою семью. За жену, за детей, за стариков, за всех домочадцев. И чем выше твой статус, тем больше твоя семья. От общины до страны! Строгая вертикаль власти, перенятая у ордынцев, вложила скелет в расчлененное междоусобицами мягкотелое русское государство. Иоанн Грозный расширил дорогу пращура, раздвинул границы Руси до ордынских размеров, обезглавил змею ереси жидовствующих, заползшую в Новгород через Ганзу, заложил фундамент образования, регулярной армии, экономики и в битве при Молодях показал, что православный воин сильнее стократ превосходящих сил врага. Иосиф Сталин следуя принципам отцов русского государства, во второй раз оторвал голову той же змее, и в непрекращающейся битве поднял страну из руин! Завершение земного пути у всех трех благословенно равное - в схиме. С собой в землю унесли заштопанную одежду, а на небеса вечную народную славу!!!

 

Храбрость русское знамя.

Следующий урок – выездка. Свидание с лошадьми. Я много раз наблюдал как из маленького, трясущегося от страха мальчишки, вырастает витязь. Прямо на глазах. Для такого преображения нужен конь. Когда до малыша доходит, что под ним пол тонны мышц и он властен над ними, и эта силища послушна его воли, то грудь его разворачивается, за плечами вырастают крылья, и он взлетает над землей! И такое волшебство мы видели аж 20 раз. Дениска молодой казак бережно сажает на коня следующего хлопца и мягко выправляет его осанку. И уже через пару уроков на рыси видна казачья стать будущего воина. Джигитовка - искусство лихости выездки через века связывает нас с пращурами, оно не фиксировалось письменно, да и смешно научить такому при помощи учебника. Такое должно передаваться от отца к сыну, от деда к внуку, в прочим и многое другое как песня, пляска, кулачки. Судьба свела нас с Владимиром Ивановичем Степановым, славным терским казаком. Сейчас его нет с нами рядом. Царствие ему небесное. Но он через свою жизнь пронес искусство джигитовки и мы его ученики и продолжатели. Он говорил: «Без куража нет джигита казака» и вставляя ногу в стремя всегда поблескивал глазами. Оторваться от коня, спрыгнуть на землю при скорости 50 км. в час, и запрыгнуть назад да еще и с кульбитом, на это способны не многие… Наша выпестованная многими веками черта - храбрость! У нас никогда не переродятся герои, и их подвигами будут жить многие поколения, восхищаясь храбростью, мужеством и милосердием!

 

Выразить себя.

Взрослея, ребенок ищет «своего героя». Тот или иной образ киногероя, литературного героя захватывает его воображение и правит его поступками. Здорово, когда мир его кумиров совпадает не с мнимыми, а истинными великанами духа. И вот здесь, территорию, на которой живет малыш, мы взрослые должны охранять, не позволять сорнякам прорастать и пока малыш духовно не окреп беречь его от чужеродного. О, как отзываются сердца наших мальчишек простой гармошке… Только заиграл дядька Вовка на завалинке с грустинкой, как вокруг него уже вырос гурток казачат. Их глазки бегают по кнопкам вместе с дядькиными пальцами, а открытые рты выражают и восторг и удивление. Красота мелодии вырывается из незатейливой коробочки с матерчатой гофрой и завораживает все вокруг. Подтягиваются взрослые и уже все в большом кругу играют одну на всех любимую песню. С каждым вечером прибавляется по одной любимой. Детская, не испачканная память цепко хватает и слова и распев. И сложность многоголосья не пугает, ведь все так просто, подпевай с тем, где тебе любо. Малыши расселись так, как подсказало им сердце. Кто вторит дишканту, окрашивая верхушки песни, кто тянет середину, укрепляя ствол мелодии, а кто пробует подбасить низ. Эх, как красиво когда поют от души! И пусть не сахарно вылизано по нотам, но так искренне и проникновенно… Мальчишки учатся выражать себя, пробуют свой голос, ищут интонацию, наполняют песню своими душевными переживаниями. Ну, а когда чувства через край, пускаются в пляс. Поначалу стесняясь, искоса поглядывая друг на друга, неловко как гадкие утята, переваливаясь с ноги на ногу неумело выводили дрободушки ногами. А уже, через день другой, на кураже появлялась такая прыть! Цивилизационная удавка от галстука до костюма не дает развернуться плечу и раскрыться душе. А ну, пойди спляши в галстуке и в костюме в присядку… Порвешь штаны и задохнешься! Так, что уважаемые папы и мамы, не забывайте иногда переодеть сыновей в русскую рубаху!

 

Быть справедливым.

Прозвучала команда отбой, в палатках еще светятся фонарики, шуршат молнии спальных мешков с голоса переходят на шепот, кто-то уже сладко посапывает. На берегу слышу возню и металлический скрежет. Спускаюсь проверить. Командир отряда Сашка чистит котел при свете луны. Подхожу присаживаюсь рядом:

- Ну что, Санек, пожалел малышей, отдуваешься за них?»

– Вадим Евгеньевич, ведь хочется, чтоб меня запомнили добрым…

- Саня, вот ты пожалел троих дежурных, почистил за них котел, утром сам разведешь костер, уберешь за других в палатке, почистишь картошку, а в результате трое мальчишек не научаться простым нужным вещам. Тебя же так же учили на дежурствах? Давай-ка Санька, ты будешь не добрым, а справедливым!

 

Служба, твоей души чертог запирает.

Заснули наши малыши. Горит костер, вокруг него сидят взрослые мужи на неделю оставившие свои семья, свои дела. Для чего все это!? Если собрать наши ответы на этот вопрос и подвести под общий знаменатель, ответ будет таким: « Мы хотим, чтобы наша страна жила лучше, чтобы наш русский мир не исчез с планеты. И каждый из нас отдает для этого частичку себя».


Вадим Боголаев


Братство казаков 'Терек'