Полевой слёт "Сокол-2013"

Приглашение на Масленицу

Пока живет традиция

Праздник Александра Невского

Глядя в глаза

Подготовка к стенке

Пересвет и Ослябя

Анатолий Лебедь Герой России

Беседы с монахом

Широкая Масленица 2011

 

Сколько столетий или даже тысячелетий празднуется народом славянским широкая Масленица! Языческий по сути праздник солнечного годового цикла христианство наполнило глубоким смыслом  смирения и прощения. Прощёное (не путать с прощённым) воскресенье позволяет христианам просить о милости у ближних, получать её и прощать самим. Как трудно бывает просить прощения у родного человека, которого ты обидел, но если сумел преодолеть гордыню и не формально, а от души повинился и простил как легко делается на душе! Вот тут можно и погулять от души, и выпить, и закусить, попеть, поплясать, подраться… А почему бы и нет, если натура просит. Только не пьяные драки да похабную поножовщину я имею в виду, а традиционные масленичные бои стенка на стенку. В недавние времена такие бои воспринимались не только как пережиток язычества, но и как проявление диких нравов русского народа. Слава Богу, сегодня древняя русская традиция усилиями многих и многих радетелей возвращается и занимает своё важное место в череде тех понятий, которые, собственно, и делают русских русскими. Великий Новгород если не первым вернул кулачки как элемент праздника, то уж точно одним из первых. Сам Бог велел одному из старейших и славнейших городов Святой Руси  быть на острие национального возрождения. С 1995-го года проводятся стеношные бои в  Новегороде. Сначала раз в год, на празднование перенесения мощей святого князя Александра Невского  из Владимира в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, в сентябре. На Масленицу новгородцы ездили драться в тот же Санкт-Петербург, пока недавно ушедший светлой памяти Владимир Иванович Поветкин не сказал, дескать, негоже драться на стороне, нужно  поднимать это дело у себя в городе. С тех пор вот уже более десяти лет новгородцы сходятся в бою дважды в год. Теперь к нам приезжают бойцы желающие померяться силами с достойным соперником.

Нет двух одинаковых стенок. Собираются разные люди, хотя костяк остаётся прежним, бывает разная погода, меняется место проведения, приезжают или не приезжают гости и ещё множество обстоятельств делают каждую масленичную стенку уникальной. Но остаётся неизменным дух братства, единения, русскости, Православия. Именно  эти качества не дают стеношным боям выродиться в коммерческое шоу или превратиться в богомерзкий мордобой на потеху пьяной толпе. А если страсти  станут перехлёстывать через край, их усмирить помогут казаки братства «Терек».

Казаки братства стояли у истоков стеношных боёв нашего времени в Великом Новгороде, продолжают их проводить и сейчас, сами стоят в боевых порядках среди бойцов и строго блюдут чистоту традиции и порядок. Ребятишки вначале поиграли в «Шапочки», далее в дело вступили взрослые. Как проходят бои стенка на стенку, я думаю, в сегодняшней России не знают только ленивые и совсем чужие. Я хочу рассказать что было характерно для стенки именно этого года. Во-первых, стенка в этом году была сделана полностью новгородской общиной братства казаков «Терек», даже гармонист был свой, а это значит, что как когда-то новгородцы перестали ездить на чужие бои, так теперь силы других городов остались дома и трудились на месте во славу нашего общего Отечества. Во-вторых, внесла свои коррективы погода: снег уплотнился и было очень скользко. Это обстоятельство ясно показало, что техника отработанная в идеальных условиях спортивного зала пасует перед реальными условиями боя в поле. А ведь для наших предков бой на снегу или на льду был обычным и привычным делом. Как говорится, есть над чем подумать, есть над чем поработать. В Питере погодные условия были аналогичны новгородским, и там ребята подметили те же изъяны подготовки. Пришли в этом году на стенку три белоруса! Эта история требует отдельного рассказа. Пришли это громко сказано, скорее – забрели. Какая-то белорусская фирма чего-то в Новгороде строит, и эти хлопцы приехали в Россию. Поскольку праздник, выходной добро принявшие хмельного зелья эти ребята гуляли себе, гуляли да и набрели на то место, где можно подраться. Ба, да здесь ещё и такое имеется! С ними поговорили, предупредили,  растолковали правила. Их устраивало абсолютно всё! Что вы думаете, один из этих хлопцев вытребовал себе право побиться перед стенкой один на один, честно получил по физиономии, после чего со своими товарищами в стенке отстоял все три сшибки. Надо было видеть радость и удовольствие на их расписанных кровушкой лицах. Боюсь, что если бы эти хлопцы дали бы больше, чем получили, то считали бы праздник неудавшимся. Конечно, их пьяная отвага несла на себе налёт авантюризма, но присутствие духа и общеславянской бесшабашности очевидно. Вот так неожиданно и зримо проявилось единение русского и белорусского народов!

Что ж, широкая Масленица отшумела, отплясала, отпила. Праздники, как и проблемы, мы себе устраиваем сами. Если кому-то не понравилось то, что сделали мы, пусть сделает лучше. А там поживём – увидим.

 

Александр Щербин

хорунжий СКР

 

Масленичный фотоотчет:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вернуться в начало

Братство казаков 'Терек'