Помните зачин русских сказок

 

Помните зачин русских сказок: «В некотором царстве, в некотором государстве...»?!

Так вот, в Русском царстве, в Российском государстве, в славном Новегороде случилась круглая дата: тысяча сто пятьдесят лет Новегороду стукнуло. И в месяце сентябре 2009-го года от Рождества Христова, лета 7517 от сотворения мира отпраздновали новгородцы дату славную. Широко отпраздновали, на всю широту своей души. Сами погуляли три дня, гостей назвали со всех волостей, да встретили, да приветили, как следует угостили и с почетом домой отправили. Праздник большущий получился. Сам я мало что видел, поэтому про все, что на празднике происходило пусть расскажут те, кто побойчее да поглазастей, а я расскажу Вам други любезные, о том, что зрел самолично и в чем самолично же участвовал.

Уже много лет в Великом Новгороде существует казачья община. И община эта каждый год отмечает день памяти святого князя Александра Невского, приурочив праздник сей ко дню перенесения мощей святого из г. Владимира в Александро-Невскую лавру г. Санкт - Петербурга.

А в этом году и празднование дня города перенесли на осень (традиционно день города в середине июня) и оно совпало с днями памяти Александра Невского.

Что ж, казаки люди незаносчивые, а потому не возгордились, что их праздник обрамился еще большим, но порадовались, что намного больше людей, так или иначе, приобщатся к традиции.

Сперва, расскажу Вам об общине. Полное ее название звучит так: Объединение казаков Северо-запада «Терек». Означает это то, что община географически не замыкается Великим Новгородом, а охватывает много городов. Например, на празднике были казаки из Санкт - Петербурга, Пскова, а атаман объединения - Старченко Александр Потапович - приехал аж из Воркуты, где сейчас работает и живет, и где тоже есть казачья община.

А название «Терек» объясняется тем, что большинство казаков, закладывавших основы общины родом с Кавказа, во-первых, во-вторых, на белом море существует Терской берег. Из различных источников известно, что казаки на реке Тереке то ли в ХIII в., то ли в ХIV веке были серьезно потеснены кочевниками и большая часть их организованно переселилась на север. Через несколько столетий казаки с Терского берега вернулись на Кавказ. Таким образом, название общины «Терек» обнимает и географически и исторически историю Терского казачества. В-третьих Терское казачье Войско единственное из всех казачьих войск России потеряло свои исконные земли.

Если говорить по правде, без обиняков, то при попустительстве нынешних властей, терцы в последние 15-20 лет были частью убиты, частью согнаны со своих земель дагестанцами, чеченцами и ингушами. Но терские казаки не забыли ни своей малой Родины, ни своей славной многотрудной истории, ни своего имени, ни своих традиций.

А теперь слушайте про сам праздник. Гуляется он сам по традиции два дня (слово «традиция», как вы наверное уже успели заметить не сходит у меня с языка), смею Вас уверить так будет и дальше, потому что все связанное с казачеством густо замешано на традициях, и только следование традициям, по моему глубокому убеждению, позволяет любому народу или его части, а казаки часть русского народа, не только сохраняться физически и нравственно в прошлом и настоящем, но и уверенно шагать в будущее.

Так вот, первый день - это день сбора. В течении практически суток народ съезжается в Великий Новгород. Традиционно это одна и та же база за городом. Обычно ближе к вечеру собирается казачий круг и после молебна обсуждает накопившиеся вопросы, принимает по ним решения, в числе прочих намечаются планы на завтра. После чего следует совместная трапеза, а дальше кто как желает: кто парится в баньке (давняя традиция), кто балуется чайком или чем покрепче и все это обязательно с песнями и играми(тоже давняя традиция). Кстати, хоть водка и вино не запрещены и всегда имеются на столах, мягко говоря, в достаточном количестве, ими не злоупотребляют, с одной стороны дурное это дело в принципе, с другой стороны гулять широко, конечно, можно, но только тогда, когда сделано главное, а главное только на следующий день и предстоит. А когда башка трещит с похмелья, много ли дел наворочаешь и что за радость от праздника в таком состоянии. Есть и еще одно немаловажное обстоятельство: на кругу избирается есаулец. И вот этот есаулец особо разгулявшихся и потерявших контроль над собой, по приказу атамана поучит плеткой, причем на полном серьезе, таков обычай. Говорят, что в прежние праздники особо ретивые поклонники зеленого змия после предупреждения предпочитали ночью пешком отмахать 30 км до города, чтобы «не бысть учену» есаульцем и братьями казаками. В этот раз учить, слава Богу, никого не пришлось. Все шло заведенным порядком.

Жизнь, однако, не стоит на месте и живое, по Божьему веленью, тянется к живому, и община казачья прирастает новыми людьми (совсем не обязательно казаками), новыми делами и свершениями. В этом смысле, праздники, организуемые и проводимые казаками, являются некими этапами большого созидательного труда, и в то же время, некими центрами притяжения для здоровых, неравнодушных, неленивых русских сил. Двери открыты для всех, кто желает деятельно участвовать, именно в русской православной жизни. И на этот раз праздник прирос и обогатился ребятами конниками из Великого Новгорода. На своих личных конях во второй день праздника они демонстрировали умение джигитовки, но об этом чуть позже.

А из дел можно назвать может не такое громкое, но очень важное дело по изготовлению Хоругви. Идея создать общинную Хоругвь возникла еще на Троицу, но летняя расслабленность как-то отодвинуло реализацию идеи на неопределенный срок, но когда за неделю до праздника решили, что тянуть больше нельзя, все произошло буквально так, как будто ангелы несли нас насвоих крыльях. Оказалось, что у одного есть отрез добротного черного бархата на полотнище, древко и перекладина; другой за месяц до этого со всем не имея ввиду Хоругвь приобрел вышитую на ткани икону Божьей матери «Неувядаемый цвет» и по размеру она как раз ложится на полотнище; общинник-кузне выковал навершие, выполнив его в виде знака Константина Великого; сестры-казачки пожертвовали для Хоругви свои бусы из речного жемчуга; мастерица-швея за 4 дня расшила икону жемчугом и поместив ее на бархатную основу изготовила полотнище Хоругви; нашлось и кому собрать отдельные детали в целое! И ни у кого даже мысли не возникло спросить о плате за работу или материалы! Вот так соборно в совместном труде и жертвовании была обретена святыня.

И вот эту Хоругвь торжественно внесли и установили на казачьем круге. Отныне Богородица зримо будет присутствовать на всех сборах и праздниках. А кто хочет лично убедиться, что Хоругвь великолепна, милости просим к нам на праздники.

 

В первый день на казачьем круге выступил Верховный атаман Союза казаков России Павел Филиппович Задорожный. Давно уже казаки братства «Терек» звали к себе Верховного атамана, и наконец, он сумел добраться до Великого Новгорода. Хоть ставка атамана находится в Москве, вроде бы рядом, но не так легко было Верховному выкроить время для поездки к нам на праздник: он много ездит по России, и не только, налаживая и координируя работу казачьих общин и организаций. А они, к слову с запада на восток раскинулись от Калининграда до Камчатки (Петропавловска-Камчатского), а с севера на юг от Воркуты до утраченных станиц Северного Кавказа. Но смог Верховный атаман приехать и мы ему за это благодарны от всей души.

После круга сели ужинать. На ужин традиционно готовится казачья похлебка из баранины - шулем. Вещь очень вкусная и сытная, поверьте на слово. Рецепт приготовления я досконально не знаю, но в общине естьнепревзойденный мастер по этому блюду. За столом были и тосты и песни. Потом была, как я говорил раньше, баня, чаек после бани, разговоры, песни, игры у костра... Ну а уж совсем потом, сами понимаете, пошли спать-почивать. На завтра предстоял день не менее длинный, напряженный и интересный.

К слову, весь день брызгал дождик, но ни настроения он не испортил, ни на программу не повлиял.

А сейчас, други разлюбезные мои, расскажу я Вам о чудесных событиях второго дня праздника памяти святого князя Александра Невского. Начну с погоды, поскольку упоминанием о ней я закончил первую часть своего повествования. Утром было туманно, что предвещало хороший погожий денек, и Господь подарил нам именно то, что обещали приметы: небо расчистилось, и на дождь не было даже намека.

Прежде всех дел братья казаки в церкви Бориса и Глеба освятили Хоругвь. И на Яраславо дворище, где должна была проходить вторая часть праздника, Хоругвь прибыла неся не только лик Спасителя и его благословенной Матери, но и благодать Божью.

В этот день в святой Софии служил Патриарх Кирилл. Несомненно, что воскресная молитва Патриарха, Новгородского клира и новгородцев мирян отразились на праздновании круглой даты со дня основания Великого Новгорода, придав ему достойное христианское звучание. Торжество Православия и Русской идеи - вот главная тема праздника.

А главным действием казачьего праздника в этот день стала старинная русская забава - кулачные бои.

Доводилось слышать достаточно много суждений о жестокости и бессмысленности этой забавы. Как бы помягче ответить апологетам подобных суждений и убеждений. Я не дипломированный педагог, не психолог, не психотерапевт и еще много чего не..., но я нормальный мужчина, у меня все в порядке с рефлексами и инстинктами. И если ядвижимый древним мужским началом жажду помериться силами с таким же как сам мужиком, у кого я должен испрашивать разрешения и благословения, как не у Отца небесного. И что общего имеет кулачный бой с хулиганством. Когда двое, трое, четверо и т.д. бьют одного - это не кулачный бой, это обыкновенная гнусь, которой, к сожалению, полнится наша сегодняшняя жизнь. Кулачный боец выбирает для поединка достойного соперника, уличный хулиган ищет слабейшего. Кулачный боец возвышается победой над во многом равным, умелым бойцом, хулиган тешит свою мелкую душонку избиением неравного, часто слабейшего по возрасту или по болезни. Поэтому те, кто видит в кулачных боях лишь выплеск темных, мрачных инстинктов глубоко заблуждаются. Может ли человек, прочитавший перед боем «Отче наш» или «Богородицу» быть рабом темных сторон человеческой натуры. И видел ли кто, чтобы уличная банда подростков перед тем, как искалечить ровесника или старика молилась Господу Иисусу Христу. Ответ, по-моему, очевиден.

А теперь по порядку о том, что происходило на Ярославом дворище.

Прежде всего на ристалище установили Хоругвь. И она стала центром притяжения. Хоругвь давала понять, что на этом месте собралась не просто группа людей, но это некий отряд, клан, если хотите, объединенный единой целью и осененный единым знамением (слово знамя - плоть от плоти слова знамение). Пока бойцы собирались и готовились к бою на поляне, в традиционные русские игры играли дети, которых на праздниках, слава Богу, становится все больше.

Прибыли атаманы. Все встали в круг и прочитали молитвы, Хоругвь установили на краю ристалища, но по центру, там же стали атаманы и музыканты и атаман объединения «Терек» дал команду начинать.

Стенка никогда не начинается сразу общим свалом. Традиция требует, чтобы перед большим боем бойцы показали свое мастерство в парных схватках. И это было соблюдено. Перед каждой схваткой бойцыдоговариваются о способах боя: какая-то пара бьется только руками, какая-то подключает и ноги, какая-то только борется. Бойцы так же подбираются примерно равными по опыту, весу и возрасту. Это в стенке уж кто на кого попадет, а здесь не допускают откровенно не равных поединков. Забегая немного вперед скажу, что в индивидуальных схватках победили новгородцы показав лучшую выучку, а в двух из трех стенок старшина казачья присудила победу гостям.

Все бои проходят в сопровождении разудалых казачьих песен. Отдельно хочется сказать о роли казаков в данном стеношном противостоянии. Они, казаки, являлись организующим и направляющим началом. По углам поляны стояли четыре казака в справе и этого было достаточно чтобы удерживать напирающих зрителей (стоило спокойно скомандовать и ряды послушно отступали на 2-3-4 шага) и при команде «Развал!» разнимать особо азартных бойцов. А в центре композиции конечно выделялись батьки-атаманы. Атаман А.П. Старченко в белоснежной черкеске и белой папахе, а атаман П.Ф. Задорожный в красном чекмене и белой бурке. Над ними Хоругвь, рядом музыканты, еще казаки. Было от чего порадоваться сердцу, глядя на них.

Потрясающая атмосфера царила на этом празднике! Были и разбитые носы, и подбитые глаза, и выбитые суставы; были обиды, был перехлест эмоций, но не было злобы и жажды крови. Не было гладиаторских боев, когда цель бойцов - остаться живыми и желательно невредимыми, а цель зрителей увидеть страдания и смерть и насладиться этим. Была русская забава, пусть своеобразная и достаточно опасная, но забава. И зрители участвовали в этой забаве как сочувствующая сопереживающая сторона. Я видел как из зрительских рядов передавали салфетки, платки, чтобы отереть кровь бойцам, я слышал как охали, когда кому-то в стенке сильно перепадало. Я видел глаза, в которых не было злости, ненависти, мрака, но был светлый азарт соучастия. Когда по окончании праздника обсуждался егоход, все однозначно признали, что добрая атмосфера на нем во многом возникла благодаря начальной молитве и постоянному присутствию иконы Божьей матери.

Три стенки, как предписывает традиция прошли, результаты объявлены, а дальше...

Дальше тридцать бойцов из Вологды стали собираться домой. Только представьте себе, ребята встали ни свет ни заря, 6 или 7 часов тряслись в автобусе и все для того, чтобы полтора часа побыть на празднике, подраться и уехать. Что это - дурь, блажь?! Упаси, Боже! Это русский характер, сила духа и традиции и в какой-то степени, те условия, в каких мы сейчас живем. Ребята приехали за свои кровные и считали каждый рубль. Низкий поклон вологодцам, а так же питерцам, череповчанам и одному язычнику (так он себя представлял) с Урала, дравшемуся в одном строю с вологодцами! Низкий поклон псковичам, ребятам из Крестец, москвичам ставшим за Великий Новгород!

Да только с окончанием стенки праздник-то не закончился. Помните я раньше рассказывал Вам о джигитовке? Так ребята-конники все это время катали детишек на лошадях, кое-что демонстрировали из своего умения. А теперь к ним на площадку пришли казаки, со всеми кто оставался из приезжих и гостей. Установили Хоругвь, грянули песню и пошла настоящая джигитовка. Кто не знает, в двух словах расскажу что это такое и для чего.

Джигитовка - это не только умение скакать на коне, главное - это умение проделывать на скаку различные, как это сейчас называется трюки. Тут и имитация падения и разворот в седле наоборот, и соскакивание с седла на полном скаку, и пробежка рядом с лошадью с возвращением в седло и многое, многое другое. Один из основных элементов джигитовки это конечно, владение шашкой и стрельба на скаку. Собранные вместе элементы джигитовки делают воина грозной силой, практически неуязвимой для врага. На нашем празднике мастера показали все кроме, разумеется, стрельбы.Сверх того, уже спешившись ребята крутили одновременно по две шашки. Если кто не видел этого, тот ничего не видел. Когда два боевых клинка описывая невероятные траектории превращаются в сияющее облако, и облако полностью охватывает бойца, слова бледнеют. Это надо видеть!

Устали кони, притомились люди, пора заканчивать... Но не таковы казаки, чтобы тихо и незаметно разойтись. Тем более с нами Богоматерь! Хоругвь вперед и пешим маршем с Ярослава Дворища через мост, через Кремль, через Софийскую площадь - домой! Народу на мосту, в Кремле, на площади - не повернуться, но перед Хоругвью толпа просто распадалась на двое. Шли долго. Шли даже меньше, чем стояли. Уж столько охочих было сфотографироваться на память с бравыми казаками, а оркестр возле памятника «Тысячелетия России» специально для них исполнил пьесу «Едут, едут по Берлину наши казаки».

Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!

А про Новгород славный, про праздники его широкие, да про дела казачьи достославные я Вам, други мои, вдругорядь еще расскажу. А если в сем рассказе, что упустил, так простите, не велите казнить, велите миловать. Я Вам еще пригожусь.

Александр Щербин

 

Праздничный фотоотчет:

 

В начало