Полевой слёт "Сокол-2013"

Приглашение на Масленицу

Пока живет традиция

Праздник Александра Невского

Глядя в глаза

Подготовка к стенке

Пересвет и Ослябя

Анатолий Лебедь Герой России

Беседы с монахом

Гармония семьи

 

 

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедания, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопием: радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Тропарь Введению во храм Пресвятой Богородицы.

4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Современному человеку трудно понять, почему вот уже более двух тысячелетий Православная Церковь каждый год напоминает нам о том, как трёхлетняя Дева Мария вошла в храм. Какое отношение это событие имеет к судьбам всего человечества? Как её могли впустить в храм, если по закону кроме священников в него никто не имел права входить? Загадочно само название праздника: "Введение". По преданию Она сама поднялась по ступенькам и вошла. А ввёл Её Сам Господь Бог для того, чтобы пребывание в храме очистило Деву от всякой нечистоты мира, приготовило к тому, чтобы Она могла стать Вместилищем Невместимого Бога. В этом событии мы каким-то непостижимым образом, сквозь глубь веков, видим гармонию жизни той маленькой семьи, в которой родилась Дева Мария. Именно благодаря своему мирному устроению они удостоились чести стать родителями Божией Матери. Долгие годы Иоаким и Анна ждали дитя, терпели насмешки. Потом получили в награду три года райской, радостной жизни с девочкой-ангелом. Потом так же мирно и кротко, в полной гармонии друг с другом, исполнили свой обет - отдали долгожданного ребёнка Богу. И за этот великий подвиг самопожертвования Господь воздал им сторицей: их девочка-ангел стала Царицей Небесной.

Семья - Божие установление. В созданной Богом Вселенной всё движется и существует в гармонии, созвучии и порядке. И семья - часть Вселенной, потому, когда в ней разлад и дисгармония, наступает хаос. Этот хаос, подобно резонансу, всё вокруг себя разрушает. Если гармония семьи вообще исчезнет, к чему мы стремительно движемся, то исчезнет и жизнь на нашей планете. Это совершенно бесспорно и даже научно доказано.

Мы видим указания на подобный исход и в мировой истории. С разрушения семьи начиналась гибель всех великих цивилизаций. Не было в мире силы, способной противостоять могущественной, железной Римской империи. Она сама себя разрушила, мгновенно исчезла с лица земли, оставив только развалины былого великолепия, вскоре после того, как римляне и римлянки стали жить для своего удовольствия, а семья практически перестала существовать.

За примерами не надо далеко ходить, это ведь нигилисты и нигилистки, провозгласившие семью "предрассудком", развращали народ и готовили революцию, развалившую сильнейшую в то время Российскую империю. И ещё ближе посмотрим, совсем рядом, вспомним, как усердно и тонко, в противовес тупости (намеренной что ли?) официальной пропаганды, нашему поколению внушалось ироническое и легкомысленное отношение к семье. Круша направо и налево свои семьи, мы несли неизгладимую дисгармонию в души своих детей и своих родителей, и дедов, которые даже после революции вопреки лозунгам типа: "Все в коммуну, детей - в детские дома", отстояли своё право иметь семью и воспитывать детей и смогли построить ещё одну могучую империю. Теперь уже всем понятно, что это была вовсе не "империя зла". Зло восторжествовало, когда эта империя была разрушена. А мы, не сумевшие сохранить даже свои семьи, расслабленно наблюдали за тем, как бесы типа Гайдара и Чубайса, хихикая и причмокивая, рассовывали по карманам наследие наших отцов.

И вот мы сидим на руинах. Бандиты могут захватывать нас и выдвигать требования, а лидеры других государств - выражать недовольство тем, что мы эти требования не выполняем. Они видят, что с нами так можно. Можно не считаться с теми, кто бросает своих детей, даже убивает их во чреве. Таких людей Бог лишает разума и силы. Однако агрессивная наглость местных и зарубежных "демократов", которые во что бы то ни стало хотят стереть нас с лица земли, вызывает (по милости Божией, конечно) молчаливое, но уже действующее, противостояние в душах наших детей. И, выросшие в лишённых гармонии, а то и разбитых семьях, они в большинстве своём начинают серьёзно относиться к созданию своей семьи. Часто поражаешься, насколько они мудрее нас. Одна юная девушка из престижного вуза после лекций ходит в Дом ребёнка, к брошенным детям, говорит, что хочет создать крепкую семью и должна к этому готовиться. Мальчики из детского дома говорят, что хотят приобрести профессию, чтобы хорошо зарабатывать и содержать семью. Как они чувствуют ценность того, чего никогда не имели? Как это вырастают побеги даже там, где, казалось бы, и ожидать нельзя? Но Богу всё возможно.

Полтора века назад в России существовала проблема отцов и детей. Дети как бы были за что-то в постоянной претензии к отцам. Подросток в романе Достоевского требовал от родителей благообразия, Петруша Верховенский (роман "Бесы") жестоко смеялся над отцом. Это было началом конца той России, которую мы потеряли.

Ныне у детей наших к отцам, часто остающимся вечными мальчиками, никаких претензий нет. Нынешние дети взрослее своих отцов, серьёзнее. С удивлением замечаешь, что они каким-то таинственным образом чуть ли не с младенчества понимают, что в наше время просто расти с отцом, просто видеть его - большая редкость и удача в жизни. Дети благодарны отцам просто за то, что они есть. И, может быть, так и надо.

Наше поколение воспринимало самоотверженное служение своим семьям наших отцов как нечто должное. Только теперь мы начинаем понимать, что нам их меры никогда не достигнуть. На наших отцах всё держалось - и семья, и государство. Ныне семья ещё кое-как держится на русской женщине, но государство ей не удержать. Да и семью она одна не удержит. Гармонии нет, а без неё нет и семьи. "Жены, повинуйтесь своим мужьям", - сказал апостол Павел. Наши жёны и рады бы повиноваться, да некому. Многие мужья легко и беспечно перекладывают на жён груз ответственности и за детей, и за всё на свете. В такой семье, конечно, не может быть гармонии. А она нужна. Мир в душе, мир в семье, мир во всём мире - это слова одного из наших старцев.

"К празднованию словесному должны мы прибавить и празднование в делах жизни", - пишет новомученик святитель Фаддей (Успенский). Как нам достойно встретить праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы? Конечно, лучше всего было бы ввести во храм в этот день всю свою семью: "Вот, Господи, я и жена моя, и дети мои со мною". И может быть, когда-нибудь так и будет. Пока же в храме с детьми стоят в основном жёны. Отцов почти не видно. Гармонии нет.

Братство казаков 'Терек'