Полевой слёт "Сокол-2013"

Приглашение на Масленицу

Пока живет традиция

Праздник Александра Невского

Глядя в глаза

Подготовка к стенке

Пересвет и Ослябя

Анатолий Лебедь Герой России

Беседы с монахом

Статья про И.С. Шмелева

 

Имя Ивана Сергеевича Шмелева стало широко известно в России только в 90-е годы ХХ века. Причиной его долгого пути к российскому читателю стало то, что в истории литературы он приобрел репутацию религиозного писателя. При этом недостаточно исследовано и обозначено его место в истории русской культуры. Нам это кажется не совсем справедливым, ведь от первой и до последней своей книги И.С. Шмелев служил задаче сохранения и возвеличивания русской культуры. Вместе с другими крупными писателями в эмиграции он сохранил старую Россию в своих книгах. Именно своеобразие его манеры; те картины и краски русской жизни, которые он держит в фокусе своего взгляда, добавляют важные недостающие аспекты в запечатленное его современниками.

Манера изображения действительности в произведениях Шмелева близка к манере художников импрессионистов. Подобно тому, как Моне писал Руанский собор в разном свете, времени суток, атмосфере, и Шмелев передает повседневную реальность.

Его лексический диапазон позволяет отобразить всю гамму оттенков каждого чувства; так расставить образные акценты и создать яркие характеры, что читателю, воспринимающему его произведение, удается, во-первых, уловить глубину отдельных сцен и мотивов, а, во-вторых, буквально увидеть, услышать и осязать действительность русской жизни, какой она была до 1917 года. Образному восприятию его книг способствует и гамма цветов, которую автор использует для изображения бытовых сцен и пейзажей. Доминируют у Шмелева цвета, характерные для русской иконописи: «Виден весь Валаам, весь в солнце <…>. Снежно сияет светило Валаама – великолепный собор с великой свечою-колокольней. Дремлет. Лазоревые его главы начинают вливаться в небо, лазоревое тоже. Белеют стены в зеленой кайме лесов. Снежная колокольня долго горит свечой – блистающим золотом креста. Мерцает. Гаснет».#Э

Этот прием он использует и при описании быта, но характерно, что частота употребления иконописных цветов в тексте возрастает при приближении героев к монастырям и церквям, это отчетливо видно в «Богомолье»: «Лавра светится по краям, кажется легкой-легкой, из розовой с золотцем бумаги: солнце горит за ней. Монах поднимает на ворота розовый огонек - лампаду».#

Стоит отметить особую эмоционально-экспрессивную стилистику описаний пейзажного характера, свойственную манере Шмелева.


Показательна и глухая реминисцентная отсылка к произведению Вас. Ив. Немировича-Данченко «Крестьянское царство (Валаам)» (1889) в книге очерков Шмелева «На скалах Валаама: за гранью мира», о которой ранее не упоминалось в исследованиях. Шмелеву удается опровергнуть в своей книге негативный образ Валаама, который с большой долей сарказма дает Немирович-Данченко, примечательно, что перед смертью он просил почитать ему именно шмелевскую книгу: «Богомолье». Вероятно, к концу жизни он отказался от своих прежних оценок.

После революции деятели культуры, которые не приняли советскую идеологию, разделились на 2 лагеря. Одни из них ушли в любование ужасом происходящего, и нашли в нем своеобразную эстетику (Н. А. Бердяев), другие в ностальгию о прежней России (И. С. Шмелев, С. Н. Булгаков).

Творчество Шмелева можно в историко-культурном аспекте разделить на 3 этапа, каждый изкоторых тесно связан с вехами истории России.

1897-1914 гг. – Серебряный век; Великая война (Первая мировая война), которая знаменует культурный слом в сознании русского общества, эсхатологические ожидания в творчестве писателей, художников, композиторов. В этот период в искусстве создаются произведения в основном малых форм− это время, когда в воздухе витало ощущение того, что грядет что-то страшное, потому мастера спешили выражать впечатления о своей динамичной стихийной эпохе в стихах, поэмах, зарисовках, симфониях. Шмелев пишет книгу очерков «На скалах Валаама: за гранью мира» (1897) и ряд рассказов.

1914-1923 гг.–Война идет, не прекращаясь, переходит в революцию и террор новой – Гражданской войны, по сути, в катастрофу, которую и ощущало русское общество, и ожидание которой отразилось в произведениях искусства. Теперь уже произведения запечатлевают штрихи и события, вырываяих из стихийного ритма. Шмелева в этот период интересуют социальные мотивы. Он пишет повести и рассказы. В 1921 году погибает его сын, белогвардейский офицер. Шмелев переживает серьезное потрясение и личную трагедию, после которой в 1923 году пишет жестокий и разоблачающий роман-эпопею «Солнце мертвых».

1923-1948 гг. – Время, когда русская культура оказывается в своеобразной резервации. Одним из таких центров сохранения русской культуры, стала Франция, куда эмигрировал и Шмелев. Здесь он пишет наиболее известные свои произведения«Богомолье» (1930-31) и «Лето Господне» (1927-44), и здесь вместе с И.А. Буниным его выдвигают на Нобелевскую премию. В творчестве Шмелева смещаются акценты, изменяется эстетика его взглядов. По сути, реальный мир перестает его интересовать, а свой литературный потенциал он концентрирует на создании образа России как некоего мистического града-Китежа. Шмелев в этот период берет на себя также смелую и новаторскую задачу создания «духовного романа», работу над которым не оставляет и в войну: «Пути небесные» (1937-48).

Большое внимание исследователями уделяется проблеме идеализации образа России в книгах Шмелева, в этом его упрекали многие критики. Однако, православное мировосприятие вообще больше внимания уделяет осмыслению идеального, чем повседневного. Шмелева упрекнуть в идеализации всё же не так просто: он показывает на страницах своих книг, что русский народ способен со всей горячностью и искренностью, как на праведность, так и на разбой, пьянство, бунтарство, косность и бездны греховности.

Шмелева интересуют проблемы осмысления жизненного пути и судьбы человека; веры и неверия, духовного становления личности, смерти и бессмертия; отношения к природе, искусству, труду; назначения таланта, воплощения божественного в мире, греха и святости, ценности мгновения, осмысления истории своего рода и народных традиций; судьбы России. Он талантливо передает православное мировоззрение и народные традиции в прекрасной эстетической форме. Уникально и его воплощение русской идеи: именно Шмелев впервые создает книгу («Лето Господне»), в которой время и пространство полностью подчинены канонам воцерковленного бытия. Шмелев совершает своего рода подвиг для истории русской культуры: он сохраняет ее для будущих поколений в эпоху, когда сама возможность существования этой культуры стоит под вопросом; причем делает это совершенно в плане формы и исчерпывающе полно в отношении содержания. Он понимал, что пока живая память людей носит в себе эти образы, пока они формируют в них самосознание, Россия в будущем сможет остаться самобытной, если же эти образы хранятся только в исторических источниках, такого шанса нет: они останутся хрониками истории.

Актуальна и интересна тема соборности, которую Шмелев раскрывает в книге «Богомолье», где в одной из глав плотник Мартын за свой талант в присутствии всей артели получает царский золотой на память, он его не тратит, а воспринимает как своего рода святыню, а такжесобственность и его коллег-плотников. Талант, за который он был пожалован, герой приписывает не лично себе, а всей артели. После смерти Мартына золотой идет на церковь, − еще одно проявление соборности, характерной русской черты.

Одной из особенностей манеры Шмелева является то, что в большинстве его книг нет темпоральных и номинативных ориентиров. Наиболее ярко это выражено в дилогии «Лето Господне», «Богомолье»: читатель не может узнать ни фамилии героя, ни его возраста, ни точного указания времени, когда происходит действие. В то время как, например, И. С. Тургенев начинал свои романы всегда с точной даты описываемых событий, Шмелев нарочно избегает конкретизации. Автору важно сделать сюжет близким каждому русскому человеку, историей, к которой мог иметь отношение и его род.

Разбросанные по Европе, тоскующие по дому русские эмигранты мечтают о стечении единомышленников у подножия храма, стоящего на русской земле. Они, как ни что другое, ценят именно соборность и пытаются оставить творческим завещанием мысль о том, как ценна эта уникальная черта русского менталитета, как не хватает ее им, и как невозможно ее теперь найти на родине.

Произведения Шмелева обладают особой эстетической целостностью, исторической и ценностью (в связи с постановкой проблем русской идеи, традиций и памяти, возрождения русской культуры), уникальностью художественной формы, потому они имеют большое значение, как для литературы, так и истории русской культуры.


Литература:

Немирович-Данченко Вас.Ив. Крестьянское царство (Валаам): В 2 т. 2-е изд. – Спб., 1889.

Шмелев И. С. На скалах Валаама: за гранью мира. – М.: «Типография Гербек», 1897.

Шмелев И. С. Собр. соч. в 12 т. М.: «Сибирская благозвонница», 2008.

Шмелев И. С. Старый Валаам. М.: «Артос-Медиа», 2007. С. 189.

 

Братство казаков 'Терек'