Полевой слёт "Сокол-2013"

Приглашение на Масленицу

Пока живет традиция

Праздник Александра Невского

Глядя в глаза

Подготовка к стенке

Пересвет и Ослябя

Анатолий Лебедь Герой России

Беседы с монахом

Холодные мстинские ветры

 

 

Поход по Мсте в конце апреля начале мая 2012 года.

Надо честно признать, что в трёх предыдущих походах по новгородским рекам погода нас баловала. Немножко дождило, пару раз примораживало по утрам, слегка потрёпывало ветерком, но всё это компенсировалось тихими безветренными ночами и ласковым горячим солнцем второй половины дня. Мста отыгралась за всё. Пять дней дули холодные ветра, небо практически всё время было укрыто толстым слоем облаков, каждое утро температура воздуха упорно стремилась опуститься ниже нуля (и это ей трижды удалось), а под самый конец нас залило холодным дождём. Тёплые вещи не снимались вообще, только ночью в отличие ото дня их количество на теле возрастало. И когда одному казаку суждено было оказаться в воде, то Мста приняла его при полном параде, т.е. в зимней куртке, двух свитерах, толстых штанах, берцах, медвежьей папахе, с ножом на поясе, иконкой и молитвословом в кармане и веслом в руках. Чего не было на казаке, так это спасательного жилета, но, несмотря на то, что до дна было не достать даже выпроставшись во весь рост, он благополучно выплыл.

Вообще, Мста – речка норовистая. Зародившись на водоразделе, с которого в разные стороны разбегаются великие реки Восточно-Европейской равнины – Волга, Днепр, Западная Двина, Молога – Мста сначала устремляется строго на север. Потом, пополнившись водами Березайки и Увери, начинает заворачивать на северо-запад, и только после п. Любытино, уже отсчитав большую половину из своего 445-километрового пути, сначала как бы нехотя, а потом всё увереннее поворачивает на юго-запад. Правда, от д. Усть-Волма наша норовистая красавица снова пытается пойти на северо-запад, но эта последняя попытка проявить характер заканчивается ничем: Мсту властно влечёт к себе седой Ильмень, и, сделав пологую дугу, она покорно отдаёт ему свои воды в нескольких километрах к югу от Великого Новгорода. Но норов Мсты проявляется не только в непредсказуемости поворотов русла. Она единственная из всех новгородских рек имеет категорию сложности, т. к. кроме множества перекатов, которыми богаты и другие речки, на Мсте есть настоящие пороги. Всего порогов около четырёх десятков, а самые мощные и опасные находятся между деревнями Опеченский Посад и Ёглой. Местность в этом районе так и называется – Горная Мста.

И вот эта суровая река когда-то была важнейшей артерией на торговом пути «Из варяг в персы»! Верховья Мсты через систему волоков (на этих древних волоках сегодня расположен город Вышний Волочёк) сопрягаются с рекой Тверцой, по Тверце попадали в Волгу, а по ней – в море Хвалынское, сиречь, Каспий. По сей день Мста является судоходной и входит в Вышневолоцкую водную систему. С 1798 по 1836 годы в низовьях Мсты были прорыты два канала: Сиверсов и Вишерский. Первый и более старый предназначался для того, чтобы обойти мели в дельте Мсты и находится в рабочем состоянии по сей день. Второй служил для того, чтобы транзитный груз мог попадать из Мсты в Волхов и обратно, минуя озеро Ильмень и город Новгород. В настоящее время канал заброшен. По некоторым сведениям именно на волоках из Мсты в Тверцу зародилось название древней профессии, используемое сегодня как… ну, пожалуй, как бранное слово. Кто не слышал слово сволочь! В веке эдак X сволочи мирно занимались перетаскиванием грузов и небольших судов на многочисленных переволоках. Да, видать, народец на этих переволоках подбирался, мягко говоря, специфический, вот и стало словечко нарицательным. Я уже как-то писал, но и здесь повторю, о новейших открытиях подводных археологов на реках Новгородчины. Так вот, эти открытия однозначно свидетельствуют, что морские суда выше волховских порогов не поднимались никогда. Никому в голову не приходило тащить по берегу тяжеленные драккары, кнорры или насады. По суше перетаскивались товар или боевое снаряжение и оружие, а так же небольшие корабли, если в них была особая нужда. А так на другой стороне порогов или волоков к услугам путешествующих были полностью снаряжённые местные суда с экипажами, состоящими из людей, прекрасно знающих маршрут до следующей естественной преграды. И вся эта цепочка со множеством разнообразных звеньев блестяще работала на всём протяжении водных торговых путей. По крайней мере, жалоб от тогдашних купцов документально не зафиксировано. Не знаю как вы, дорогие читатели, а я испытываю чувство гордости за предков, сумевших придумать, отладить и в течение веков поддерживать такую махину.

Из всех новгородских рек Мста является, пожалуй, наиболее населённой. Заброшенных деревень нет вообще, а брошенные дома встречаются крайне редко. Расстояния между населёнными пунктами невелики. В отличие, скажем, от Керести по Мсте вам не удастся пройти сорок километров, не встречая жилья, и пяти не получится. Причина такой заселённости вероятней всего кроется в почвах. Вдоль Мсты почвы преимущественно или песчаные или суглинки, берега чаще всего достаточно круты, болот мало. Характерной особенностью ландшафта являются подвесные пешеходные мосты. Высоты берегов хватает, чтобы такие мосты монтировать, и ширина реки в среднем течении невелика. Все мосты построены по единой, очевидно наиболее рациональной схеме. Большинство из них действующие, но дважды попадались одни тросы без настилов. Кстати, по таким мостам проезжают и на мотоциклах и даже одиночным порядком перегоняют скот. Ниже по течению, когда река становится шире, подвесные мосты исчезают. Мста серьёзно освоена туристами и рыбаками. По берегам часто встречаются в удобных и интересных местах прекрасно оборудованные стоянки. К сожалению новорусское хамство даёт себя знать и в таких замечательных местах. Внешние проявления этого хамства всем хорошо знакомы. Это и оставленный неразлагающийся мусор, это и порубленные без нужды и ладу деревья, это и порушенные и подожжённые беседки, столы, лавки, отхожие места и пр.

Поскольку экстремальный туризм не входил в наши планы, а в отряде были пятеро мальчишек, четверо из которых были в такое время на реке впервые, был выбран самый простой для прохождения маршрут: от Боровичей до Мстинского Моста. В Боровичах рядышком с гостиницей «Мста» очень удобно становиться на воду, а в Мстинском Мосте – удобно вытаскиваться. Там машина может спуститься прямо к воде, что, согласитесь, очень важно в конце похода. Главной целью похода, как всегда, было выработать навыки походной жизни на реке, с её трудностями и лишениями. Как я уже говорил, погода добавила нам испытаний. Мощный постоянный ветер просто душу вынул, но все терпели и вытерпели. Суда и снаряжение не подвели, никто не заболел и серьёзно не поранился, что свидетельствует об выучке и опыте. Согласитесь, что за пятнадцать минут высадиться на берег, перетащиться, поставить лагерь, развести костёр, насобирать дров, а через полчаса ужинать и иметь подготовленные спальные места и запас топлива на ночь и утро, это чего-то да значит. По крайней мере, наши мальчишки, случись им попасть в подобную ситуацию самим без старших, знают, что делать. А это главное в жизни: в любой ситуации знать, что делать.

 

Александр Щербин








В начало

Братство казаков 'Терек'