Полевой слёт "Сокол-2013"

Приглашение на Масленицу

Пока живет традиция

Праздник Александра Невского

Глядя в глаза

Подготовка к стенке

Пересвет и Ослябя

Анатолий Лебедь Герой России

Беседы с монахом

Казачий полевой слет «Сокол» 2011.

 

Послесловие в качестве вступления.

 

Ох, славно, как следует вымывшись, растянуться на постели после хорошо сделанного дела! Но перед этим нужно ещё и поесть вдоволь и, даже, чуток выпить. А потом лежать и чувствовать, как сладкая истома проникает во все уголки натруженного тела. Ощущать, как покой и нега разливаются по утомлённым мышцам, размягчают сухожилия, расправляют спрессовавшиеся хрящи…Вечный труженик, сердце, понемногу замедляется, сила ударов ослабевает, ток крови притормаживается. В голове клубятся обрывки мыслей, образов, ощущений, но они уже не так ярки и выпуклы как какое-то время назад, а подёрнуты неким флёром, который размывает их контуры. Размытые контуры проникают друг в друга, порождая фантасмагорические нагромождения. И уже не ухватить начала и концы мыслей. Образы накладываются один на другой, другой на третий, третий на четвёртый, четвёртый на пятый, пятый….. Разомлевший мозг вяло отталкивает всё это куда-то в глубину сознания. Звуки делаются глухими и неопределёнными, как будто в уши натолкали ваты. Веки, налившись сладостной тяжестью, опускаются, прерывая зрительную связь с окружающим. Тело и разум погружаются в нежную пучину. Пришёл целитель сон. Сегодня закончилось, всё теперь завтра. Спокойной ночи!

 

Подготовка.

Состояние удовлетворения от хорошо сделанного дела организаторы и участники слёта «Сокол» зарабатывали тяжким многодневным трудом. Любой, кто хоть однажды собирался, ну, к примеру, хоть в отпуск на две-три недели, представляет, насколько сложно бывает перестроиться из привычного течения жизни в новую колею. Туристы, ходящие по лесам и горам, или сплавляющиеся по рекам, знают об этом ещё больше. Подготовка к походу, зачастую, отнимает едва ли не больше сил и времени, чем сам поход, особенно в том случае, когда это связано с детьми. Главной идеей «Сокола-2011» было объединить детей и родителей в процессе приобретения казацких (мужских) навыков и умений. По этой причине подготовка слёта значительно усложнилась. Нужно было рассчитать сетку занятий под эту идею, рацион питания, развлечения, наконец. Если сам слёт длился три дня, то подготовка к нему заняла около трёх недель. Определяли круг и количество участников (хотя бы, приблизительно), со всеми списывались, созванивались или сговаривались, растолковывали цели и задачи слёта. Кроме того, следовало договориться о месте проведения слёта. Ситуация в стране меняется от раза к разу, приходится к ней приспосабливаться. В этом году выходили на самые административные верха. Слава Богу, всё срослось. Готовили оборудование, часть из него изготовили или приобрели вновь: мишень для метания ножей, щит-отбойник, заготовки кинжалов, котлы для готовки, шатры для столовой и множество малозаметных, но крайне необходимых мелочей. Накануне к вечеру старшие казаки прибыли на базу, и в течение пяти часов полностью её выкосили и прибрали траву, а это порядка двух гектаров. День кануна практически полностью был потрачен на закупку продуктов, и доставку их и оборудования на базу.

С недавних пор в общине с общего одобрения введён ежемесячный взнос. Договорились только о нижней планке взноса, верхнюю не ограничивали. Каждый вносит столько, сколько считает нужным и возможным. Из взносов и пожертвований сформировался фонд, который существенно облегчает проведения любых мероприятий, где требуются денежные траты. На подготовку слёта казаки черпали средства именно из этого фонда. Но слёт для участников не бесплатный. В этом году собирали по 150 рублей кошевых в сутки с человека. Деньги небольшие, если иметь в виду четырёхразовое питание, плату за базу и ежедневную баню на 30 человек. Знания и умения, разумеется, передавались бесплатно.

Есаул Боголаев со своим конём по кличке Гоголь совершили маленький подвиг, дважды проделав сорокакилометровый марш от конюшни до лагеря и обратно. Солнце в Новгороде в начале июня встаёт рано. Уже к семи утра воздух разогревается, а с десяти часов жара уже полыхает во всю. По пути следования много открытых мест без тени, так что конь и всадник получили полною мерою и от зноя, и от гнуса. К слову сказать, среди статей расходов  траты на репелленты превосходят стоимость круп.

 

Формат, цели, задачи и программа слёта.

Около месяца назад казаки общины «Терек» совершили сплав по реке Кересть. На сплаве часть казаков была с сыновьями. Такой же принцип мы взяли за основу при подготовке и проведении «Сокола 2011». И именно этого принципа мы намерены придерживаться и впредь. У нас есть горький опыт практически упущенного поколения наших сыновей от двадцати и старше. Сегодня мы чётко понимаем, что поодиночке в семьях мы не сможем противостоять  тому разлагающему давлению, которому подвергаются духовно неокрепшие дети. Совместной работой в общинах при взаимопонимании и взаимопомощи мы надеемся помочь нашим сыновьям и дочерям обрести надёжный иммунитет от сатанинских соблазнов  нынешнего века.

Задачей слёта мы определили: 1)дать ребятам начальные навыки обращения с оружием (стрелковым и холодным), 2)некоторые приёмы джигитовки, 3)элементы рукопашного боя, 4) навыки выживания в полевых условиях, 5)выучить несколько казачьих песен. Одной из главнейших целей было приучить детей к ежедневной вдумчивой молитве. Всё это должно было происходить при непосредственном участии отцов и дедов. Забегая вперёд, скажу, что с поставленными задачами в целом казаки справились. В качестве стрелкового оружия для малышей использовали воздушки, средний возраст пользовался дополнительно ещё и мелкашкой. Старшие должны были провести стрельбы из гладкостволов, но это то немногое, что не удалось осуществить в связи с нехваткой времени или, что тоже вполне вероятно, в связи с недостатками в планировании. Холодным оружием были шашки, кинжалы, нагайки, плети и бич. Главный упор в работе с оружием был сделан на метание кинжала.

Второй год  на слёте работала полевая кузня. В этом году планировали изготовление ребятами своими руками кинжалов, даже сделали заготовки, но не получилось. Не смогли раздобыть  хорошее точило. Тем не менее, каждый из хлопцев поучаствовал в обрубке острия и закалке своего кинжала. Клинки позднее собрали и сложили в одном месте, так что есть хороший задел на будущий слёт.

Программа слёта предполагала два полных учебных дня: четверг и пятницу. В субботу занятия и тренировки проходить должны были  в первой половине дня. Во второй половине дня субботы планировались соревнования по трём дисциплинам: стрельбе, метанию кинжала и рукопашному бою на приз, который в день открытия слёта предложил новгородский тележурналист, автор и ведущий программы «Патриот»  Александр Александрович Бирюков. Призом с его лёгкой руки стал штык-нож времён войны от советской винтовки СВТ. В субботу же ожидался приезд ребят из  Батецкого военно-патриотического клуба «Беркут». После соревнований запланирован был праздничный обед участников слёта с гостями. Данная программа, как вы увидите далее, была выполнена полностью.

 

Знамя Победы.

А.А. Бирюков предложил не только приз лучшему казачку. На открытие слёта он прибыл со съёмочной группой и с точной копией того знамени, что в мае 45-го разведчики сержанты Егоров и Кантария водрузили как символ нашей неоспоримой Победы на куполе рейхстага. По команде атамана Северного казачьего округа казачьего полковника Старченко А.П. знамя было принято казаками из рук А.А.Бирюкова, и торжественно установлено в атаманском шатре рядом с общинной хоругвью с изображением иконы Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет». Днём позже наши питерские братья привезли и  там же установили штандарт слёта «Сокол». Таким образом, символика казачьего полевого слёта «Сокол 2011» обрела законченность. Все  дни эти исходно столь разнородные символы, соединённые вместе волею промысла Божиего были у нас на глазах. Мы перед ними молились, перед ними тренировались, перед ними соревновались, под их сенью праздновали. И если почти всё задуманное получилось, оружие не нанесло ран, в боях не было травм и увечий, хотя бились по-настоящему, никто не заболел, разве можно сомневаться в том, что всё это время мы находились под водительством руки Господней и под духовным прикрытием наших предков, и сегодня живущих и дышащих с нами одним вольным ветром братьев-казаков по всей России.

 

Занятия.

Занятия с казачками проводили дядьки. Джигитовкой и рукопашкой руководил есаул Боголаев, помогал ему в рукопашке Андрей Самбор, пока не казак, но скоро будет. Андрей кроме этого проводил занятия и соревнования по стрельбе вместе с есаулом Савиновым. По шашке главным был подъесаул Боголаев. Метанием кинжала и работой с бичом и нагайкой занимался хорунжий Щербин. Песни разучивали под аккомпанемент того же хорунжего Щербина и есаула Белова. Кроме этого есаул Белов провёл урок, в котором хлопцы под его руководством играли в русские традиционные военно-спортивные игры.

Насколько плодотворным оказался столь короткий полевой лагерь можно судить по некоторым результатам. Ребятишки разучили две песни, это раз. До слёта многие из них не держали в руках серьёзного холодного оружия, разумею кинжал, тем более его не метали. В результате двух (!) тренировок по полтора-два часа, на соревнованиях из десяти зачётных бросков каждый попал хоть по разу. Лучшие показали результат 9 из 10-ти, 8 из 10-ти, 7 из 10-ти, 6 из 10-ти. Показавшему 6 из 10-ти шесть лет. Скажете случайность? Шесть из десяти случайностью не бывают. Самому младшему из метавших четыре года, и он тоже один раз поразил мишень. Похожие результаты были и при стрельбе. Понятно, что подобный прогресс не был бы возможен, если бы ребята регулярно в течение года не занимались в школах по рукопашному бою. Они все обучены умению осваивать и оттачивать новые движения и приёмы. Парни из «Беркута» не имеют таких навыков, и, поэтому, показали более чем скромные результаты в стрельбе и метании. Кроме того мальчишки из общества «Зерцало» имеют солидный опыт участия в разнообразных турнирах.

Это тоже сыграло свою роль: многие на занятиях и тренировках стреляли и метали очень неплохо, но в момент, когда нужно было сосредоточится и выложится неопытность их подвела. Отсюда напрашивается вывод, что результативность подобных кратковременных слётов находится в прямой зависимости от постоянной кропотливой работы и уровня предварительной подготовки участников. Идея казацкой школы, по словам есаула Боголаева, уже не витает в воздухе, она просто вопиет о себе.

Бичом занимались так усердно, что оторвали вершинный ремешок, и бич перестал стрелять, зато стал  хлестать тех, кто им работал.

Занятия по джигитовке прошли успешно. Наш конь Гоголь проявил недюженную выдержку, покладистость и человеколюбие, а ребятишки со своей стороны – любовь к лошади.

По утрам под руководством неутомимого Андрея Самбора хлопцы совершали пробежку босиком и зарядку. Вечера посвящались песням, беседам и чаю.

 

Быт.

В бытовом смысле слёт «Сокол 2011» был организован по принципу похода. Все участники обязаны были явиться со снаряжением идентичным пешему или водному походу. Ночевали в палатках. Умывались в речке. Кухня так же была походная. Блюда готовились исключительно по походной рецептуре. Дежурство по кухне совсем не отличалось от дежурства на реке или в лесу. Единственно два обстоятельства отличали быт слёта «Сокол» от быта походного – это то, что мы никуда не двигались, и ежевечерне могли попариться в бане.

В этом году внесли некоторые усовершенствования в оборудование лагеря. Так для столовой в ожидании дождей рядышком установили несколько открытых шатров. Но погода нас побаловала: дожди с грозами прошли в первый день и больше не возвращались. Возле кострища установили палатку с рабочими столами. Продукты хранили в сундуках.

 

Братья наши меньшие.

На слёте «Сокол 2011» было необычайно много животных. Конь и четыре собаки разных пород по воле хозяев собрались в одном месте, и надо честно признать, что в начале им, собакам, это не сильно понравилось. В первые два дня овчарка по кличке Жонкиль (в миру Жука или Шушуня), хозяин хорунжий Щербин, неоднократно задралась со среднеазиатской гончей по кличке Лиса, хозяин есаул Боголаев, с пойнтером  по кличке Видар (в миру Дарик), хозяин тот же, и со спаниелем по кличке Рой, хозяин Андрей Самбор. Сколько получили плетей агрессор и его жертвы, не поддаётся учёту. Пробовали сажать овчарку на привязь, так она принималась орать во всё своё овчарочье горло, оглушая весь лагерь. И только на третий день у собак выработался принцип если не дружелюбного, то прагматично-холодного сосуществования. Дарик как самый старший в стае кобель стал неусыпно следить за двумя непримиримыми суками-соперницами Жукой и Лисой. Едва у них появлялась возможность сблизиться на расстояние броска, как Дарик тут же оказывался между ними и коротким рыком разгонял сучек по разным сторонам.

Параллельно со своими внутривидовыми проблемами овчарка Шушуня решала и межвидовые. Жеребец Гоголь ей вначале тоже не шибко глянулся. Только внушительные размеры и присущая жеребцам агрессивность поведения помогли Гоше, так зовут Гоголя близкие, поставить нахалку на место. Жука Гошу зауважала, но и Гоша явно выделил её  из круга остальных собак и оказывал ей  недвусмысленные знаки внимания. Конь и собака регулярно нюхались нос в нос. Вообще, к концу слёта эта разношерстная в самом прямом смысле слова компания, представляла  собой довольно сплочённый коллектив, объединившийся на почве добычи лакомств и доппайка. Возглавляемые Гоголем, который по некоторым признакам поведения стал походить на собаку, они день и ночь шарили по лагерю в поисках вкусненького, не гнушаясь и прямого воровства. Рано утром в последний день Гоша выдул несколько литров остывшего чая прямо из котла. Путь из лагеря до конюшни он проделал почти на час быстрее, чем от конюшни до лагеря. Надо думать, что заправка чайком этому поспособствовала.

 

Апофеоз или главное событие слёта.

Всякий процесс должен заканчиваться результатом. Как бы хорошо, интересно и полезно мы не проводили дни на слёте, но время неумолимо шло, приближая нас к завершению и демонстрации достижений. О призе, убранном после представления, несколько подзабыли, но к началу соревнований штык-нож был предъявлен публике вторично, и все смогли убедиться, что он на месте, и ждёт своего будущего обладателя. Условия турнира были определены следующие: казачки разбиваются на три группы по возрастам, каждый возраст соревнуется в трёх дисциплинах и выявляет двух лучших. За первое место в дисциплине начисляются пять очков, за второе – три очка. По итогам трёх дисциплин очки суммируются. Победитель определяется по лучшей сумме. Соревнования между разными возрастами в случае равенства очков не предусматривались, но, к счастью, они и не потребовались. Ребята из «Беркута» по желанию допускались до соревнований на равных правах. Условия стрельбы и метания для всех трёх возрастов были в принципе одинаковые, разница была только в рукопашке. Младшая и средняя группа соревновались в «Шапочки» с борьбой, а старшие бились по-настоящему, только не в накладках, а в перчатках.

За приз бились азартно, но доброжелательно. Были и слёзы, и обиды, и разочарования. Были и казусы, когда старший шестилетний брат крепко обиделся за поражение и в слезах убежал,  а за него отборолся, честно отборолся, младший четырёх лет от роду. В итоге штык-нож завоевал Антон Кузьминых. Завоевал достойно, показав абсолютный результат в пятнадцать очков, качества  сложившегося бойца и чуткую истинно русскую душу. На голову превосходя соперников в рукопашном бою он не позволил себе воспользоваться этим превосходством на потеху публики или ради самоутверждения. Очень хотели взять главный приз и ребята младших групп, но не получилось. Пока шли соревнования кузнец Сергей Симанов отковал два ножа для метания. Их во время праздничного обеда и вручили двум призёрам в качестве утешительных призов. Батецкие ребята если в технических видах ничего особенного не показали, то в рукопашке при отсутствии Антона Кузьминых они  первое место определяли бы в схватке между своими, пожалуй. Подраться они мастера. Немного школы, и из них вполне могут вырасти славные бойцы.

За праздничным столом пустили по кругу братину. В тех или иных выражениях, с большим или меньшим талантом, но все без исключения сказали о том, что слёт им очень понравился, благодарили инструкторов, как они выразились, за знания и умения полученные от них. Никто не говорил о трудностях или неудобствах, а в будущем, наверное, каждый видел новый слёт «Сокол 2012».

Отобедали, проводили гостей, помолились и стали сворачивать лагерь. Через час-другой лагеря не стало. Остались только упакованные тюки с имуществом, ждущие отправки к месту хранения. Собрав лагерь, попарились в баньке, и народ разъехался. На базе нас осталось пятеро. Двоим рано утром предстояло гнать Гоголя на конюшню. Остальные должны были окончательно вычистить место дислокации, чтобы уйти как разведчикам, не оставляя следов. Встали в пять утра, Гоголь чуть позднее  напился чаю из общего котла, приготовили на завтрак традиционную  яичницу с салом и луком. Только тот, кто проходит все испытания от первого и, главное, до последнего мгновения, удостаивается этого блюда, такова походная традиция братства «Терек». Верные собаки тоже получили свою долю. С окончательной приборкой провозились до половины десятого. Но база на самом деле осталась после нас девственно чистой. Казачий полевой слёт «Сокол» 2011-го года завершён.

Занавес.

 

Эпилог.

Мы принимаем бой.

Разъехались мальчишки. Три дня рука об руку мы шли с ними по жизни, учили, наставляли, радовались успехам, огорчались из-за неудач. Три дня. Срок мизерный для их начинающихся жизней. Они ушли, и на них обрушился мутный поток нечистот нынешней действительности, пачкая их пока чистые души. Мы, взрослые, понимаем, что идёт война за души наших детей, за их будущее. И мы принимаем бой. Ни одного ребёнка этот мир разврата и лжи не получит без драки. Сколько мы сможем с Божьей помощью отвоевать детских душ и сердец, столько отвоюем, сколько сможем спасти – столько спасём. Это война и за нашу землю, за нашу Родину. И мы принимаем бой.

 

Да будут сыновья наши, как разросшиеся

растения в их молодости; дочери наши –

как искусно изваянные столпы в чертогах.

Да будут житницы наши полны, обильны

всяким хлебом; да плодятся овцы наши

тысячами и тьмами на пажитях наших;

Да будут волы наши тучны; да не будет

ни расхищения, ни пропажи, ни воплей

на улицах наших.

Блажен народ, у которого это есть.

Блажен народ, у которого Господь есть

Бог.

(Псалтирь. Псалом 143, стих.12,13,14,15)

 

 

 

В начало статьи

Братство казаков 'Терек'